Синее смещение
Японская анимационная индустрия знает не так уж мало примеров долгоиграющих франшиз: какие-то из них оживают периодически, иные же радуют своих поклонников новыми проектами практически непрерывно. На ниве девочек-волшебниц такой долгожительницей является серия «PreCure», в 2023 году отметившая своё двадцатилетие очередным годовым сезоном — «Хирогару Sky! PreCure» (ひろがるスカイ!プリキュア).
Праздник к нам приходит
Разумеется, к очередной круглой дате следовало ожидать нечто особенное, и опытные зрители франшизы не могли не вспомнить неоднозначный опыт «предыдущих разов» в лице «HappinessCharge» и «HUG-тто!»: праздничные сезоны содержали заметное количество экспериментальных элементов, которые авторам не удалось раскрыть. Ещё до каких-либо подробностей о новом проекте, он уже вовсю сопоставлялся с предшественниками. Когда же официальные новости последовали, оказалось, что эти соображения были оправданны. Более того, если прошлые юбилейные сериалы поначалу выглядели вполне стандартно и свою экспериментальность раскрывали лишь по мере развития сюжета, то здесь уже в предсезонных анонсах авторы смогли удивить и озадачить аудиторию.
Ещё бы! Надвигалось подлинное шатание устоев. В «Пурикюа» всегда на главных ролях группа девочек-волшебниц, а парни (если вообще есть) где-то сбоку на правах помощников? Добавим мальчика в качестве полноправного члена команды. Персонажи обычно учатся в школе? Сделаем одну из героинь взрослой работающей женщиной. Чего уж там, даже такая безобидная вещь, как цветовое кодирование персонажей, подверглась пересмотру: синяя волшебница выдвинулась на центральное место вместо розовой. Нет нужды говорить, что всё это вызвало большие брожения среди великовозрастной публики. На этом фоне совершенно потерялись заявления продюсеров о том, что главной темой «Хирогару Sky! PreCure» будет героизм: будто бы в предыдущих сезонах было мало героизма.
Воплощать амбициозный замысел было поручено режиссёру Огаве Ко̄дз҄и (孝治小川) и сценаристу Кингэцу Рюнос꙽кэ (金月龍之介). Авторам до этого не доводилось руководить работой над целым телесезоном «Пурикюа», но оба отметились в создании ряда полнометражек и отдельных эпизолов франшизы; да и в целом их никак нельзя назвать новичками в индустрии — тут продюсеры экспериментировать не стали.
Ничего страшного
Если тематический синий цвет главной героини — Соры Харэвата̄ру (ソラ・ハレワタール) - бросился в глаза ещё на стадии анонсов, то уже начавшийся сериал также рассказал о её необычном происхождении: она оказалась уроженкой сказочного королевства Скайланд, на которое напали враги из зловещей Империи Андергу с целью похитить местную малолетнюю принцессу Эль (или Эру, エル). Сора, ещё не получившая волшебные силы, спасает малютку, но вместе с ней случайно переносится в обычный японский городок Сорасидо (ソラシド市). Там они встречают школьницу Нидзигаоку Мас҄иро (虹ヶ丘ましろ), которая даёт им приют, а после затем в качестве Cure Prism помогает Соре (Cure Sky) защищать Эль от набегов «имперцев». Если отвлечься от того, что протагонистка «не того цвета», эта завязка выглядит весьма типично для сериалов франшизы.
А что же нашумевшие «первые в истории» парень и взрослая женщина? Они действительно не заставляют себя ждать и присоединяются к команде уже по ходу первой половины сезона. И, несмотря на все опасения скептиков, ничего особенно страшного не случилось. Наоборот, авторы очень осторожно, если не сказать компромиссно, ввели в сюжет эти новшества. Так, Юнаги Цубаса (夕凪ツバサ), ставший Cure Wing, — действительно мальчик, но на самом деле он и вовсе говорящая птичка из Скайланда, умеющая принимать человеческий облик, и акцент делается на этом, а не его поле. Хидзири Агэха (聖あげは, Cure Butterfly) же и впрямь взрослая девушка, работающая воспитательницей в детском саду и имеющая личный автомобиль, но ей всего 18 лет, так что она не сильно выделяется на фоне своих четырнадцатилетних друзей. Да и «розовая» героиня Мас҄иро хоть и не имела лидирующую роль, но всё равно получила не меньше внимания от авторов, чем Сора.
По общему впечатлению от сериала можно сказать, что упомянутые нововведения имеют скорее символический характер: авторы тем самым сделали поклон в сторону расширенной аудитории франшизы, куда помимо маленьких девочек за двадцать лет вошли и мальчики со взрослыми. В остальном же повествование довольно стандартно для «Пурикюа» и каких-либо экспериментов в нём не просматривается. Хорошо удалось раскрытие характеров Соры и Мас҄иро; Агэха, Цубаса и Эль же оказались скорее вспомогательными персонажами. Можно посетовать на проблемы со взвешенностью повествования: на протяжении большей части сезона история сосредоточена на повседневной жизни персонажей, рутинных набегах злодеев и их постепенной «ротации», в то время как собственно лор и сюжетные обоснования происходящего почти не раскрываются, и лишь в последних десяти сериях как будто бы включается какой-то другой сериал, где это резко пытаются наверстать.
Что же касается темы героизма, то её тут действительно оказалось не больше и не меньше, чем в остальных девятнадцати сезонах «Пурикюа».
Не по-детски
На экспериментах с основным сериалом праздничные мероприятия не закончились: параллельно с выходом «Хирогару Sky! PreCure» было заявлено о создании двух аниме-сериалов, рассчитанных на великовозрастную аудиторию и продолжающих сюжетные линии «Yes! PreCure 5 GoGo!» (с добавлением героинь из предыдущих сезонов) и «Махо̄цукай PreCure!». Первый из них, «Кибо-но чикара: Отона PreCure’23», уже вышел на экраны в осеннем сезоне 2023 года, в то время как второй на момент написания статьи всё ещё остаётся в планах. Эти проекты, разумеется, вызывают интерес, но в рамках отдельных статей. Здесь можно отметить лишь, что на фоне почти стандартного «Хирогару Sky! PreCure» продюсеры, видимо, перенаправили свою тягу экспериментировать на годовщину франшизы именно в них. Что, возможно, к лучшему.