Ставшую уже традиционной для нашего проекта серию статей об аниме-франшизе о девочках-волшебницах «PreCure» (プリキュア, Пурикюа) студии «Тоэй Animation» (東映アニメーション) продолжит заметка об одиннадцатом сезоне — «HappinessCharge PreCure!» (ハピネスチャージプリキュア!). Сериал транслировался с 4 февраля 2014 года по 25 января 2015 года и был приурочен к десятилетию всей франшизы. Этот факт мог бы сам по себе сделать сезон особенным, но запомнился зрителям он, пожалуй, вовсе не этим. Ныне «PreCure» отмечает уже пятнадцатилетие (на этот раз — с 15-м по счёту сезоном, а не следующим после него), из-за чего будет особенно интересно освежить память о «HappinessCharge».

(Учитывайте, что в статье могут содержаться некоторые спойлеры — особенно, о структуре повествования, без которых в подобном обзоре не обойтись.)

Хотели как лучше

Главные героини «HappinessCharge PreCure!»
Главные героини «HappinessCharge PreCure!»

Самые ранние известия о проекте сразу успели изрядно заинтриговать публику: на утекших в сеть изображениях были нарисованы лишь две девочки-волшебницы — в духе первого сериала всей франшизы «Футари-ва Pretty Cure» (ふたりはプリキュア), а нетривиальное название «HappinessCharge» навевало ассоциации с седьмым сезоном  — «HeartCatch PreCure!» (ハートキャッチプリキュア!), также находящимся на хорошем счету у фанатов серии. Последующие анонсы подтвердили, что вторая догадка была неслучайной: режиссёром нового сериала выступил Тацуя Нагаминэ (長峯達也), который в прошлом отвечал за постановку «HeartCatch». Сценарий также был поручен хорошо знакомому с франшизой человеку — Ёс҄ими Нарите (成田良美). В качестве главной сценаристки она успела поработать над тремя сезонами подряд: «Футари-ва Pretty Cure Splash Star» (ふたりはプリキュア Splash Star; Нарита сменила на этом посту Сэйко Нагацу начиная с 14-й серии), «Yes! PreCure 5» (Yes!プリキュア5) и «Yes! PreCure 5 GoGo!» (Yes!プリキュア5GoGo!). Кроме того, Нагаминэ уже успел пересечься с ней как в рамках работы над отдельными сериями упомянутых сериалов, так и при созданиии полнометражек для «Yes!» и «GoGo!», где он и вовсе был главным режиссёром. Привлечение подобных опытных авторов к сьёмкам сезона, приуроченного к памятной дате, выглядело многообещающе. На этом фоне несколько потерялся дизайнер персонажей Масаюки Сато̄ (佐藤雅将), который впервые занимался этим в рамках франшизы. Но и он не был совсем уж посторонним человеком и потрудился над некоторыми сезонами «PreCure» в качестве аниматора.

Таким образом, можно было ожидать нечто среднее между «Yes!» и «HeartCatch», причём оба эти сезона сочетали общую комедийность с поднятием серьёзных тем (в нетривиальных сюжетных поворотах подобного рода особенно отметился второй). Кроме того, под впечатлением от витиеватого сценария подходящего к концу «Dokidoki! PreCure» некоторые зрители рассчитывали на продолжение соотвествующих тенденций в новом сериале. Отдельный интерес представляло и влияние десятилетия франшизы на содержание сезона: можно ли ожидать камео старых персонажей, какие-либо отсылки, а то и кроссоверы? По этому вопросу, впрочем, высказывались и опасения, связанные с тем, что студия «Тоэй» (по мнению некоторых комментаторов) склонна проваливать подобные юбилейные проекты. Пеняли они, впрочем, на игровые сериалы-токусацу, которые, хотя и близки по духу к «Пурикюа», всё же относятся к другому подразделению холдинга.

Получилось как всегда

Начало сериала вышло бодрым и многообещающим. Хотя главной героиней, как обычно, стала простая японская школьница по имени Мэгуми Айно (愛乃めぐみ) / Cure Lovely (キュアラブリー), в напарницы ей досталась весьма непростая девочка с ещё более непростым именем Химельда Ўиндоў Кюа Кўин оф ѳе Блю-Скай (ヒメルダ・ウィンドウ・キュアクイーン・オブ・ザ・ブルースカイ) / Cure Princess (キュアプリンセス). Последняя являлась принцессой не только по волшебному псевдониму, но и по официальному титулу: Химельда была наследницей престола королевства Блю-Скай, оккупированного злодеями под предводительством королевы Мираж (クイーン・ミラージュ). Химэ (как она стала именоваться на японский манер, поселившись в посольстве своей страны в городке Пикаригаока где-то в Японии) была инициирована в качестве Cure Princess ещё до начала сериала, но особых успехов на этом поприще не снискала. Именно поэтому она ищет и находит себе напарницу в лице Мэгуми. За выдачу волшебных сил же в ответе некто Блю (ブルー) — ни много ни мало бог-хранитель этого мира, руководствующийся принципом «девочек-волшебниц много не бывает». Благодаря этому Пурикюа не ограничены двумя упомянутыми персонажами, а относительно многочисленны и действуют по всему миру (причём об их существовании известно широкой общественности).

Cure Katyusha не смогла защитить Москву от монстров недели
Cure Katyusha не смогла защитить Москву от монстров недели

Интригующая завязка, не правда ли? Тут вам и героиня, имеющая личные счёты с врагами, пленившими её родителей и подданных; и международный фронт борьбы со злом вместо традиционных событий в отдельно взятом городке. На этом вполне можно было бы построить очень интересный и самобытный сезон, но чувство меры по неизвестным причинам подвело опытную сценаристку. Причём, если обычно в контексте сериалов «PreCure» мы ругаем неоправданное расширение команды девочек-волшебниц, то в «HappinessCharge» оно как будто бы даже удалось, и Ю̄ко О̄мори (大森 ゆうこ) / Cure Honey (キュアハニー) и особенно Иона Хикавa (氷川いおな) / Cure Fortune (キュアフォーチュン) в сюжет вполне вписались. Проблемы начались именно на уровне сюжета, когда за одну-две серии в повествование вводилась какая-то очередная потенциально интересная идея, которая затем также резко выбрасывалась, зачастую мало влияя на общее развитие событий. Некоторые критики из-за этого сравнивали сценарий со стереотипным «плохим фанфиком», где автор сходу набрасывает в текст все подряд концепции, которые приходят ему в голову. К сожалению, из-за этого подхода пострадали не только отдельные мини-арки, но и те линии сюжета, которые по всей логике должны были бы играть большую роль. Например, упомянутые нами международные девочки-волшебницы в итоге сводятся к одной никак не влияющей на глобальный сюжет серии о гавайской команде Пурикюа, а также ряду камео других героинь (включая русскую Cure Katyusha). Родители Химэ и вообще всё королевство Блю-Скай после их освобождения полностью исчезли из сюжета, толком в нём и не появившись, а альбомчик с желанием, куда усиленно собирали карточки весь сериал, под конец оказался напрочь забыт, несмотря на наличие уместного момента для его использования. И таких неудачных элементов в истории наберётся с десяток.

Сценарий берёт себя в руки разве что на романтической линии (если её можно так назвать). Между Блю, Мэгуми и её другом детства Сэйдз҄и Сагарой (相楽誠司) образуется любовный треугольник, и тяжелее всего в нём приходится мальчику, которому не только приходится тягаться с богом, но и мириться с тем, что он никак не может помочь своей подруге в деле борьбы со злом. Блю при этом оказывается вовлечён и в другой любовный треугольник, уже непосредственно связанный с главной сюжетной интригой. Здесь явно чувствуется опыт «Yes! PreCure 5», где тоже были романтические намёки, пускай и не такие сложные и драматические. Впрочем, само наличие подобных элементов в сериале традиционно вызвало полярные мнения у фанатов, что также не способствовало его успеху.

Хотя и существует прослойка зрителей, не согласная со столь уж категоричными негативными оценками, сколько-нибудь выдающимся произведением «HappinessCharge PreCure!» не считают даже они. Хотя детские аниме-сериалы не подразумевают сложной драматургии и очень уж хитрых сюжетных поворотов, это вовсе не повод небрежно относиться к сценарной работе в надежде, что «и так сойдёт». Вдобавок ко всему вышеописанному, неумышленный комизм плохого сценария дополнительно усилило неудачное дизайнерское решение «усиленных форм» девочек-волшебниц, сочетающих название «Innocent» (イノセントフォーム) с макияжем в стиле «залезла в мамину косметичку и намазала себе на лицо всё, что там было» — кажется, продюсеры к моменту их появления вообще никак не контролировали ситуацию.

Дух праздника

А что же памятная дата? Её влияние на содержание сериала неочевидно. Можно, конечно, предположить, что нагромождение случайных идей в сюжете и было попыткой обыграть юбилей, но это лишь догадка. Из явных отсылок к прошлым сезонам можно заметить параллели с «HeartCatch», выраженные в наличии у злодеев «массовки», которую бодро раскидывали девочки-волшебницы, а некоторых тематических элементах повествования (например, параллели между Cure Fortune и Cure Moonlight). Особенно выделяется же персонаж третьего плана Миё Масуко (増子美代) — ведущая тематической телепередачи о Пурикюа, которая по внешнему виду и журналистским наклонностям подозрительно напоминает героиню «Yes! PreCure 5» по имени Мика Масуко (増子美香). Имена обеих являются отсылкой к слову «масукоми» (マスコミ — массовые коммуникации). Больше праздничных деталей было помещено во внешнюю атрибутику: перед каждой серией звучало поздравительное послание от очередной Пурикюа прошлых лет (их, впрочем, не хватило на все 49 серий), а в слова первой закрывающей музыкальной темы «PreCure Memory» (プリキュア・メモリ) были помещены упоминания названий всех предыдущих сезонов франшизы.

Ожидания зрителей насчёт кроссовера с другими сериалами или прямых камео старых персонажей не оправдались, что на самом деле было предсказуемо: для этих целей в рамках серии «PreCure» давно существуют специальные полнометражные фильмы, и 2014 году на экраны вышел «PreCure All Stars New Stage 3: Эйэн-но томодачи» (プリキュアオールスターズ New Stage 3: 永遠のともだち).