Реклама космоса
В наши дни трудно кого-либо удивить явным или скрытым упоминанием продукции тех или иных коммерческих компаний. Если в кадре вместо привычного «WcDonalds» вдруг появляется его реальный прототип, всем понятно, что у последнего с создателями произведения существуют некие связи. Когда авторы знают меру в подобном размещении продукции, оно не вызывает значительного неприятия у зрителей, но бывают и спорные примеры. Особенно сложно в этом отношении приходится проектам, которые полностью профинансированы некими сторонними фирмами в рекламных целях: публика заведомо скептически относится к таким начинаниям, считая их просто более экзотической вариацией коммерческих роликов из телевизора. Поэтому мало кто воспринял всерьёз инициативу производителя автомобилей «Субару» заказать оригинальное аниме в свою честь, хотя студия для этого была выбрана именитая — «Gainax». Плодом их сотрудничества стал проект «Хо̄каго-но Pleiades» (放課後のプレアデス), который смог стать чем-то большим нежели просто реклама.
«Поехали!»
История «Плеяд» началась в 2011 году с короткометражной оригинальной сетевой анимации (ONA), опубликованной в открытом доступе на «Ютубе». В этой версии насчитывалось лишь четыре пятиминутные серии за авторством режиссёра С҄ёдзи Саэки — опытного работника японской анимационной индустрии в целом и «Гайнакса» в частности. Сериал рассказывал о команде девочек-волшебниц, собирающих фрагменты двигателя космического корабля для пришельца с Плеяд, в чём им всячески мешал загадочный антагонист. Короткометражка смотрелась как краткий пересказ событий некоего большего по объёму произведения: сложные взаимоотношения героев были обозначены намёками, о глубоком раскрытии персонажей и сути происходящего конфликта говорить не приходилось. В связи с этим проект получил достаточно сдержанные отзывы и ограниченное внимание зрителей, хотя непосредственно рекламного содержимого в нём толком и не было (оно больше похоже на относительно тонкие отсылки, нежели прямой «продакт-плэйсмент»).
Студия на момент выхода сетевой версии уже испытывала финансовые трудности, а компания «Субару» долгое время не высказывала определённых намерений продолжать проект, из-за чего надежда на полноформатное аниме была слаба, но спустя несколько лет анонс телесериала всё же состоялся: ждать пришлось до весны 2015 года, когда «Gainax» уже находился в процессе переезда в Фукусиму.
Космическая одиссея
Как оказалось, новый проект действительно был задуман как расширенная версия старого и содержал похожую завязку сюжета и всех прежних персонажей. Обычная японская школьница с говорящим для этого сериала именем Субару (すばる) вступает в команду-девочек-волшебниц, состоящую также из Аой (あおい), Хикару (ひかる), Ицуки (いつき) и Нанако (ななこ). Маленький пришелец с Плеяд, для которого героини собирают осколки двигателя космолёта, и таинственный антагонист Минато (みなと), пытающийся эти фрагменты украсть, тоже тут как тут. Полноценный телевизионный двенадцатисерийник от ONA по хронометражу отличается в разы, что позволило Саэки полностью рассказать задуманную историю. Для этого был выбран классический формат с сериями, целиком посвящёнными отдельным героиням, хорошо известный нам по «PreCure». Сериал по духу вообще очень похож именно на более «традиционные» произведения в жанре махо-сёдзё, где нет внезапных сюжетных подвохов и нарочито мрачных поворотов, столь полюбившихся многим авторам ночного аниме и манги для старшей аудитории в последние годы. После персонажецентричных серий следует развязка, где объясняется мотивация антагониста и вносится ясность в показанную в сетевой версии концовку (там суть происходящего приходилось додумывать).
Хотя сюжет лишён больших недостатков и полон трогательными моментами, пожалуй, не он явился главным достоинством сериала — наибольшую силу и выразительность «Плеядам» придаёт визуальная часть. И речь, как ни странно, не о ярких и милых дизайнах героинь (ведь ими в контексте девочек-волшебниц никого не удивить), а о тех необычных локациях, в которых им приходится действовать на протяжении всего сериала. По сюжету осколки двигателя звездолёта появляются каждый раз в новом месте, и со временем их нахождение с неба над Землёй меняется на околоземную орбиту, а затем и на более отдалённые уголки космоса. Авторам удалось на этом материале создать очень красивую картинку, что они дополнили остроумным вписыванием космических объектов и связанных с ними событий в происходящий сюжет, причём как на прикладном, так и метафорическом уровне. Можно даже сказать, что ожидая от «Хо̄каго-но Pleiades» рекламы автомобилей, в действительности мы получили скорей рекламу космоса.
Судьба студии
На данный момент «Плеяды» числятся последним проектом «Gainax» в большинстве справочных каталогов, хотя, как мы уже упомянули, к моменту премьерного показа телеверсии студия завершала переезд в префектуру Фукусима в расчёте на экономию средств и, видимо, субсидии на развитие экономики пострадавшего от радиационной аварии региона. Событие это становится ещё более символичным, если учесть, что японские анимационные компании представляют собой не столь уж стабильные творческие коллективы, и многие ключевые сотрудники «Гайнакса» покинули его задолго до 2015 года. Но даже в свете всего вышеописанного «Хо̄каго-но Pleiades» являются очень достойным завершением тридцатилетней истории этой анимационной студии, которому иные закрывшиеся или реформированные анимационные коллективы Японии могли бы лишь позавидовать.
Что же касается дальнейшей судьбы студийного бренда, то она сложилась нетривиально. Коллектив некоторое время существовал под названием «Фукусима-Gainax» (福島ガイナックス), но вскоре окончательно утратил связь с прежней материнской компанией в Токио, сменил владельцев и принял новое название «Gaina». При этом студия не отказалась от претензий на наследие старого «Гайнакса», анонсировала третью часть «Ганбастера» и даже в очередной раз возродила производство легендарного долгостроя «Аоки Уру» (蒼きウル), чья история тянется аж с 1993 года. «Плеяды» на этом фоне остались в тени, как не самое типичное и популярное детище студии, но авторам этих анонсов не мешало бы пересмотреть этот сериал, чтобы почерпнуть оттуда простую мысль: истинный и неограниченный потенциал кроется в будущем, а не цеплянии за прошлое.