Сервал

Когда произведение радует зрителей интересным содержанием, это по праву считается успехом авторов. Но в некоторых случаях процесс создания и события вокруг него оказываются не менее содержательными, чем сам результат. И вот это уже не всегда получается записать в заслуги создателей. Одна иаиболее громких историй подобного рода в аниме-индустрии случилась с франшизой «Кэмоно Friends», которая за пару лет умудрилась пройти путь от фиаско к чуду и обратно, причём в нём почти не было промежуточных состояний между этими стадиями. Сейчас, по горячим следам второго сезона, самое время рассмотреть феномен этой серии и подвести промежуточные итоги её существования (как бы они не стали окончательными).

Сугой! Танос҄ии!

История франшизы началась в далёком уже 2015 году, когда корейско-японская компания «Nexon» запустила новую мобильную игру. Мобаге была посвящена некоему «Ӂапари-парку» (ジャパリパーク), населённому зверодевочками (friends), чей облик основан на реальных биологических видах (звери, птицы, пресмыкающиеся). По сюжету игры парк оказался временно закрыт из-за атаки таинственных монстров, именуемых не то «церулианами», не то «целлиэнами» (официальные зарубежные издатели аниме передают «セルリアン» как «cerulean», в то время как некоторые японские официальные товары используют более осмысленный в контексте вариант «cellien»), и игроку при поддержке гида-человека Мирай и девочки-сервала необходимо путешествовать по разнообразным локациям, где обитают «друзья», чтобы в конце победить финального босса в лице Королевы. Моэ-антропоморфизм всегда был популярен в японской визуальной культуре, а успех «Кантай Collection» как будто бы и вовсе придал ей второе дыхание, но ни это, ни привлечение к проекту известного дизайнера персонажей Минэ Ёс҄изаки (吉崎観音), ни совместные акции с популярными франшизами (сотрудничество с продюсерами «Ghost in the Shell» ввело в игру «друга»-тачикому), не позволили оригинальной мобаге «Кэмоно Friends» выстрелить. Сложно сказать, почему так вышло, но к концу 2016 года судьба этого проекта была решена — 14 декабря игра была закрыта.

Вряд ли бы кто-то вообще запомнил очередную мобаге, не сумевшую закрепиться на стремительно растущем и конкурентном японском рынке, если бы не одно обстоятельство: когда авторы ещё не забросили попытки раскрутить проект, ими был выкуплен телевизионный слот под аниме-экранизацию. Грустная ирония заключалась в том, что дата премьеры выпадала на январь 2017 года, и после решения о закрытии игры уже в 2016-м аниме попросту оказалось ненужным продюсерам. Видимо, было дешевле выпустить хоть что-нибудь, чем отменять показ вовсе и платить неустойки, поэтому сериал всё же был запущен в производство. На маркетинг никто особо не тратился, да и сам проект был поручен малоизвестной студии «Яоёрозу» (ヤオヨロズ), за плечами которой была лишь нишевая серия «Тэсагурэ! Букацумоно» (てさぐれ!部活もの), анимированная с помощью программы «MikuMikuDance» и построенная на импровизации сэйю. Режиссёром был назначен Тацуки (たつき), что логично, ведь он к тому моменту уже был довольно опытным 3D-аниматором, работавшим и над предыдущим студийным проектом; но ему же суждено было работать и над сценарием сериала, что в рамках профессональной карьеры стало первым опытом. Так или иначе, немногочисленные фанаты «Тэсабу» ожидали чего-то похожего и от грядущего «Кэмоно Friends», а широкая публика в основном не подозревала о его существовании. Более того, первая серия, вышедшая 10 января 2017 года, умудрилась отпугнуть заметную часть тех немногих, кто дал сериалу шанс: автор замахнулся на сквозной сюжет со сменяющимися сценами и локациями, но исполнение относительно этих целей выглядело во всех смыслах коряво. Критики поспешили окончательно поставить на проекте крест, но горстка людей продолжила смотреть «Кэмоно Friends» и после этого. И тут стало происходить странное: с каждой новой серией количество положительных отзывов росло. В этом можно было бы усмотреть нарочитую иронию, но к четвёртой серии заметно выросла и сама зрительская аудитория, так что списывать ситуацию исключительно на «мемы» стало сложно.

Завязка сюжета отчасти копировала мобаге: главная героиня, не знающая или забывшая, кто она такая, внезапно появилась в парке, повстречала Сервал-тян, и вместе они отправились в путешествие по разным локациям. В отличие от первоисточника, тема с «монстрами недели» оказалась второстепенной, а главной сюжетной интригой стал попытки раскрыть тайну происхождения Кабан-тян (такое имя протагонистка за неимением другого получила из-за носимой на спине сумки); причём постройки парка выглядели заброшенными и частично разрушенными много лет назад, что придало сюжету дополнительную интригу. Визуальное исполнение оставалось на всё том «бюджетном» уровне на протяжении всего сериала, но студия после первой серии быстро освоилась с имеющимися инструментами и наловчилась выжимать из них максимум. Так в чём же секрет успеха? Формально будучи частью мультимедийной франшизы, аниме «Кэмоно Friends» в силу отсутствия давления со стороны продюсеров фактически стало авторским проектом Тацуки, где он в полной мере смог раскрыть свой талант режиссёра и сценариста. История вышла весёлой и искренней, но при этом не глупой (в частности, обыгрываются не только особенности зверодевочек, связанные с их прототипами, но и их отличия от «настоящих» людей) и не лишённой драматических моментов. На подобные проекты всегда был спрос, и создатели, несмотря на неблагоприятные начальные условия, смогли найти свою аудиторию.

Дальше же последовало признание: иллюстраторы начали рисовать множество фанарта, серии стали бить рекорды по просмотрам, аниме и его создатель получили различные премии, а песенка из открывающей заставки приобрела «золотой» статус. После завершения сериала Тацуки начал выпускать короткометражные дополнения, а затем и рекламные ролики, проспонсированные различными компаниями. В последней серии содержался намёк на второй сезон, в выпуске которого действительно никто не сомневался, ведь восставшую из мёртвых франшизу взяла под крыло вездесущая «Кадокава». Также пошли разговоры о новой мобильной игре.

Потерянный рай

Казалось бы, рождение большого медиа-микса со второй попытки всё же состоялось, и «Кэмоно Friends» оставалось лишь бросить вызов остальным лидерам рынка, выпуская побольше разной продукции. Но странности начались практически сразу, поскольку эта самая продукция в течение 2017 года ограничивалась лишь книжками-дополнениями к первому сезону, поясняющей отдельные подробности вымышленной вселенной, и не связанной с ним сюжетно театральной постановкой. О недавнем успехе аниме напоминала разве что трогательная история из жизни о привязанности пожилого гумбольдтова пингвина по кличке Грэйп-кун (グレープ君, 1996–2017) к картонному изображению Хулулу, установленному в вольере одного из зоопарков Сайтамы в ходе рекламной кампании. Единственной значительной новостью было лишь подтверждение анонса второго сезона аниме, который некоторое время висел лишь в качестве намёка.

Молчание было прервано 25 сентября 2017 года, и сетовавшие об отсутствии новостей явно о том пожалели. Режисёр и сценарист первого сезона Тацуки в личном твиттере сообщил, что продюсеры уведомили его о том, что он не будет работать над продолжением аниме. Фанаты отрегировали на это предсказуемо негативно: последовали отрицательные комментарии на всех возможных площадках японского сегмента Интернета, люди массово начали отменять премиум-подписки на «НикоНико», принадлежащем холдингу «Кадокава-Dwango» (акции последнего вскоре упали на 3,3 %). Владельцы прав на франшизу из «Кадокавы» и сами подлили масла в огонь, обвинив режиссёра и студию в самовольном использовании интеллектуальной собственности в обход производственного комитета. Было сложно понять, что имеется в виду — предположение, что речь о рекламных роликах, было опровергнуто их заказчиками. Апофеозом конфликта можно считать очередной выпуск передачи, посвящённой франшизе, на всё том же «НикоНико», в рамках которого сэйю принесли публичные извинения за происходящее, что для многих зрителей выглядело как попытка использовать ни в чём не повинных актрис озвучки в качестве щита для корпоративных разборок. Хотя уже 26 сентября озабоченность происходящим высказал лично тогдашний президент холдинга Нобуо Каваками (川上量生), первоначальное решение не было измененено, и студия «Яоёрозу» не вернулась к работе над вторым сезоном.

Из вышеописанного заметно, что многие поклонники франшизы встали на сторону Тацуки, что вполне логично объясняется его решающим вкладом в «Кэмоно Friends», обеспечившим успех не только самого́ аниме, но и всей умершей было серии в целом, определив её дальнейшее лицо (в оригинальной игре, например, не было ни постапокалиптической темы, ни тайны покинувших парк людей). Со стороны это несомненно выглядело как неблагодарность со стороны корпоративных воротил, у которых удачных франшиз и так куча. Тем не менее, в этих кругах не принято выносить сор из избы, и каким бы громким ни вышел конфликт, полной картины из достоверных источников получено не было. В ходе разбирательства «Кадокава» действительно наломала дров в публичном поле; но надёжные свидетельства, что переговоры о будущем аниме были действительно провалены ею, а не «Яоёрозу», пока не обнародованы. Более того, происходящее стало хорошим поводом покуражиться для сетевых провокаторов и троллей всех мастей: были и сообщения в поддержку «Кадокавы», якобы криво скопированные сотрудниками из внутренней методички; и слухи о том, что из-за нелояльности выгнали половину сэйю; и спекуляции, что франшизу теперь по-тихому прикроют. От коспирологов досталось даже Минэ Ёс҄изаки (который не стал открыто влезать в конфликт), дескать, оригинальный создатель персонажей позавидовал собравшему все лавры Тацуки и поспособствовал его удалению из проекта. Целой статьи не хватило бы на эти истории.

В 2018 году франшиза, наконец, начала шевелиться, но её репутация для одних людей была безнадёжно омрачена, другие же стали относиться к ней с большей холодностью. Вместо одной «основной» мобильной игры вышли «Pavilion» и «Alarm», изданные компанией «Bushiroad», а также «Festival» от «Goodroid». Их успех был весьма сдержанным, хотя и не ясно, повлиял ли на это сентябрьский конфликт, или же только их побочность по отношению к основной сюжетной линии. В августе 2018 начался показ короткометражного сериала «Ёко̄со Japari Park» (ようこそジャパリパーク) режиссёра Харуки Касугамори, выполненного в технике флэш-анимации и являющегося экранизацией закрывшейся исходной мобаге. Проект относительно достоверно воспроизвёл её сюжет, но из-за общей примитивности исполнения не претендовал на нечто большее.

Вдали от дома

Подробности о втором сезоне появились в октябре 2018 года. Производство второго сезона было поручено студии «Tomason» (トマソン), занимающейся трёхмерной графикой довольно давно (предположение некоторых комментаторов о переходе на 2D было совершенно беспочвенным), но без особенных прорывов. Кресло режиссёра было суждено занять Рюичи Кимуре (木村隆一), хорошо известному зрителям по оригинальной итерации аниме «Айкацу!», а вот сценаристом стал Такуя Масумото (ますもとたくや), который хотя и работал прежде над сценариями отдельных аниме и игровых сериалов-дорам, в столь значительной должности дебютировал. Вероятно, продюсеры пытались воспроизвести опыт первого сезона, взяв не самых популярных авторов, для надёжности усилив их знающим, как делать «танос҄ии», Кимурой (у которого в целом тоже не так уж много самостоятельных режиссёрских работ). Конечно, отрицательный информационный фон заведомо давил на съёмочную группу и повышал коммерческие риски производства, но тем интереснее был вызов для авторов. Нет никаких сомнений, что даже в сложившихся условиях, когда часть фанатов отвергала любое продолжение без участия Тацуки, у них была возможность создать достойное произведение. Но что у них получилось в действительности?

Сюжет второго сезона рассказывал об очередной для этой франшизы девочке, лишившейся воспоминаний, которая путешествует по «Ӂапари-парку» в поисках ответов. На этот раз главная героиня ищет свой дом, подсказки о местоположении которого скрыты в рисунках из её блокнота. Сопровождают Кюруру (как её впоследствии назвали) сразу и Сервал, и Каракал. По первым сериям казалось, что «Кэмоно Friends-2» является не прямым продолжением исходного аниме, а отдалённым ответвлением: сразу упоминается, что приключения Кабан-тян имели место в этой вселенной, но были когда-то в прошлом. Эта идея выглядела резонной в сложившихся условиях, ведь она не выкидывала полностью наследие Тацуки, позволяла задействовать всех старых персонажей и при этом рассказать самостоятельную историю. Тем не менее, с последним сразу наметились проблемы: по первым пяти сериям второй сезон был слишком похож на копию первого с разницей в частных деталях — даже линию с двумя преследовательницами главных героинь ввели. Визуальное качество моделей персонажей по сравнению с исходным сериалом подросло — они лучше воспроизвели стиль Минэ, но зато монстры стали выглядеть ужасно во всех смыслах. В целом же, если эти серии нельзя назвать выдающимися, то и ничего провального там тоже не было: их вполне можно было использовать как старт для интересной истории.

Но с шестой серией грянула катастрофа, поскольку авторы по необъяснимым причинам решили усилить взаимосвязь между двумя сезонами. Там где должен быть сильный эмоциональный момент, в итоге получился провал режиссёра; а сценарист, как показалось, и вовсе смотрел сериал 2017 года невнимательно (если вообще смотрел). Количество отрицательных отзывов в сети стремительно поползло вверх, и их уже нельзя было списать только на скандал с «Кадокавой». Впрочем, крест на надеждах поставила даже не шестая, а девятая серия. Она служила завершением линии с «преследовательницами» и их таинственной нанимательницей, и это было, вероятно, худшее, что видела эта франшиза. Решение авторов не только не вписывается в общий дух и нарратив всей серии «Кэмоно Friends», но и ничем особенным не оправдано сюжетно. Какая собака укусила Масумото и Кимуру, что они смогли до такого додуматься в этом сериале?

Концовка не смогла исправить спорные ощущения от упомянутых серий и в отдельных моментах лишь добавила вопросов. Сериал можно сравнить с американскими горками, где после ровных участков следуют лишь обрывистые спуски и ни единого подъёма. «Кэмоно Friends-2» получился неудачным и как часть франшизы, и как самодостаточное произведение. Было бы очень заманчиво по традиции обвинить во всём «Кадокаву», благо отдельные спорные решения сценария и сеттинга действительно напоминают нечто, добавленное под давлением продюсеров, но в таком случае сложно объяснить столь болезненную реакцию авторов на критику, что они даже посчитали нужным открыто ругаться с разъярёнными фанатами в «Твиттере». Неизвестно, смог бы Тацуки повторить предыдущий успех с задуманным им оригинальным продолжением, которое так никогда и не сняли, но вышедшая на экраны в том же зимнем сезоне-2019 «Кэмурикуса» подтвердила его компетентность как режиссёра и сценариста, в то время как авторы «Кэмоно Friends-2» изрядно подпортили свою репутацию.

Второй сезон не ставит точку в истории этой франшизы: на 2019 год анонсирована «Кэмоно Friends-3» — мобильная игра, создаваемая компанией «SEGA». Разработчики делают амбициозные заявления, что максимально ответственно подходят к проекту, поскольку он является следующей «номерной» частью серии. И им действительно стоило бы сдержать своё обещание, потому что ещё одного провала этот медиа-микс не выдержит.