Лирическая волшебница
В 2017 году на экраны Японии вышел долгожданный полнометражный фильм «Magical Girl Lyrical Nanoha: Reflection», 11 апреля 2018 года, наконец, добравшийся до выпуска на дисках. Это является хорошим поводом обратиться не только к самому фильму, но и рассмотреть историю и современность франшизы о лирической волшебнице Нанохе в целом.
Треугольное сердце
Сейчас об этом вспоминают сравнительно редко, но «Наноха» является одним из примеров ситуации, когда ответвление по популярности полностью затмевает оригинальную серию, от которой отпочковалось. Всё началось 18 декабря 1998, когда была опубликована визуальная новелла «Triangle Heart» (とらいあんぐるハート), разработанная студией «Iwory». Эта эроге за авторством сценариста Масаки Цузуки (都築真紀), посвящённая любовному треугольнику, оказалась достаточно популярна, чтобы под стать своему названию начать одноимённую трилогию. Хотя все ВН серии связаны между собой общими второстепенными персонажами, нам в контексте статьи наиболее интересна именно третья часть, опубликованная 8 декабря 2000 года. Её главным героем является Кёя Такамачи (高町恭也), и у него есть младшая сестра Наноха (なのは). Это вовсе не совпадение: данная героиня и выступила прототипом полюбившейся всем лирической волшебницы. Впрочем, в основной ВН «Triangle Heart 3» она особенной роли не играла, будучи исключительно эпизодическим персонажем. Тем не менее, как это иногда бывает с подобными героинями, Наноха смогла привлечь внимание аудитории, достаточное для получения более значительного статуса в фандиске — бонусном дополнении в формате ВН, опубликованном 29 июня 2003 года. Он озаглавлен как «Лирическая коробка с игрушками» (リリカルおもちゃ箱), Наноха была помещена на его обложку и стала одной из полноправных героинь. Там же появились и некоторые другие персонажи, подозрительно напоминающие героев будущей аниме-франшизы — Хроно и Линди. Поскольку, как и базовая ВН, фандиск является эроге, там присутствуют соответствующие сцены с Нанохой.
24 июля 2003 года в продажу поступила экранизация «Triangle Heart 3» в формате ОВА, в рамках которой состоялся анимационный дебют Нанохи. Аниме было сделано студией «Seven Arcs» (セブン・アークス) при участии режиссёра Акиюки С҄имбо (新房昭之). Сценарий писал непосредственный автор ВН Масаки Цузуки. На тот момент маленькая студия специализировалась именно на аниме для взрослых, но стремилась со временем выйти на более респектабельный рынок телевизионного аниме. И тут ей снова пригодилась Наноха.
Техногенная магия
Телевизионный дебют студии «Seven Arcs» состоялся 1 октября 2004 года именно с сериалом «Мах̄о с҄ёдз҄ё lyrical Наноха» (魔法少女リリカルなのは). Режиссёром и сценаристом выступили всё те же С҄имбо и Цузуки соответственно. Как нетрудно догадаться по названию, аниме было посвящено приключениям девочки-волшебницы Нанохи. Причём это была одновременно и та же, и совсем другая героиня по сравнению с «Triangle Hearts»: с одной стороны, она имела тот же дизайн и фамилию, с другой — у неё поменялась актриса озвучки (вместо Минами Хокуто новой сэйю стала Юкари Тамура) и некоторые семейные обстоятельства. Последние в том числе являются одним из указаний на то, что сериал происходит в альтернативной вселенной по отношению к «Triangle Hearts 3», ибо в аниме, например, «воскрес» отец семейства Такамачи — С҄иро (高町士郎), в оригинале умерший ещё до событий ВН.
Завязка аниме на первый взгляд довольно стандартна для жанра: девятилетняя девочка Наноха Такамачи встречает говорящего хорька Юно (который на самом деле никакой не хорёк), который просит её помочь в поисках неких волшебных предметов, затерявшихся на Земле. Получив от Юно магический артефакт под названием «Raising Heart» (レイジングハート) девочка становится волшебницей со всей характерной атрибутикой — хэнсином, волшебным жезлом и т.д. Но едва ли бы «Лирическая Наноха» стала так популярна, если была просто «типичным махо-сёдзё» (что бы это ни значило). Весьма интересные идеи последовали уже на уровне сюжета: собирательство очередных артефактов в одиночку внезапно сменилось на соперничество с другой девочкой-волшебницей, а «простой» магический сеттинг на деле оказался техномагическим с элементами космооперы. Но и они сами по себе не были секретом успеха — важнее всего в «Нанохе» оказался нарратив. Упомянутая соперница Нанохи — Фэйт Тестаросса (フェイト・テスタロッサ), озвученная Наной Мизуки (水樹奈々) — оказывается персонажем с трагической судьбой, и главная героиня, осознавая это, стремится не просто «победить», но достигнуть взаимопонимания и помочь. Именно эта линия придаёт истории особую силу.
Сериал оказался достаточно успешным, и ровно через год начался показ второго сезона. Он получил подзаголовок «A’s» и нового режиссёра — Кэйзо̄ Кусакаву (草川啓造), что стало его дебютом в данной должности. События «A’s» происходят практически сразу после конца первого сезона во всё том же вымышленном японском городе Уминари с участием Нанохи, Фэйт и всех прежних персонажей. При этом появляется целая команда антагонистов, которые, продолжая линию оригинала, оказываются не какими-то там картонными злодеями, а имеют вполне благородную мотивацию. Новому сериалу не только удалось избежать «проклятия продолжений», но и развить идеи своего предшественника. Отдельные поклонники франшизы и вовсе часто упоминают «A’s» как самую любимую её часть.
Успех первых двух сезонов было грех не развить, но на этот раз франшиза взяла паузу длиной в полтора года до 1 апреля 2007 года. Взамен новый сериал оказался 26-серийным. Студия и сценарист остались неизменными; и Кэйзо̄ Кусакава также сохранил свой пост. «StrikerS» - так был озаглавлен третий сезон — оказался весьма смелым продолжением: прежние героини повзрослели и переехали с Земли на Мид-Чильду (центр местной пространственно-временной бюрократии, фигурировавшей в предыдущих сериалах), а фокус с приключений относительно необычных девочек-волшебниц сместился на будни техномагического спецназа. Наноха, Фэйт и добавившаяся после «A’s» Хаятэ теперь стали опытными офицерами, под руководством которых находятся представители нового поколения боевых волшебниц и волшебников. Если и в прежних сезонах было много боёв между различными персонажами, то «StrikerS» и вовсе смотрится как боевик с некоторыми элементами околополитического детектива.
Неожиданная смена акцентов разделила фанатов на два лагеря: кто-то в целом принял новые идеи авторов, кто-то же жёстко их раскритиковал. Так или иначе, третий сезон не был провалом с коммерческой точки зрения и ознаменовал начало нового витка франшизы с постепенным отходом прежних персонажей на второй план в пользу нового поколения.
Период полураспада
После завершения «StrikerS» производители решили взять паузу с выпуском нового аниме и сосредоточились на других типах продукции. Например, продолжили выходить драма-CD, называемые «Sound Stage» и, в отличие от некоторых других серий, в рамках вселенной «Нанохи» имеющие (около)каноническое содержание. Основными проектами же стали две оригинальные манга-серии, запущенные почти одновременно, события которых хронологически происходили после «StrikerS». Судьба двух этих проектов сложилась по-разному.
30 апреля 2009 года в журнале «Нянтайп» началась публикация манги «Махо̄ сэнки lyrical Наноха Force» (魔法戦記リリカルなのはForce) , объявленной авторами четвёртой главной серией франшизы после трёх сезонов аниме. В глаза сразу бросается название, из которого было убрано упоминание девочек-волшебниц в пользу некоей «волшебной военной хроники». Это вовсе не случайно: во-первых, протагонистом стал мальчик по имени Тома Авенир (トーマ・アヴェニール), а во-вторых, вся эта история в целом начала напоминать «батл-сёнэн». Наноха, Фэйт, Хаятэ, Сигнум, Вита и прочие персонажи «StrikerS» также фигурируют в «Force», но остаются на вторых ролях. Манга вызвала негативную реакцию у многих читателей: сюжет развивался довольно медленно и невнятно, новые персонажи раскрывались слабо, трактовка старых была не всегда удачной, а вдобавок к этому Цузуки ввёл в сеттинг много спорных идей, плохо соотносящихся с идеями, сформулированными в предыдущих итерациях франшизы. Несмотря на статус идейного преемника «StrikerS» с участием Нанохи и всех остальных звёзд, 29 июня 2013 года выпуск манги «Force» был «временно» приостановлен и с тех пор не возобновлялся. По иронии судьбы фактическое закрытие серии совпало с моментом, когда там, наконец, начало зарождаться нечто интересное. В итоге от этой манги остались лишь эффектные концепты очередного супероружия, подтверждающие старую шутку о том, что «Наноха» не махо-сёдзё, а меха.
Второй крупной серией же стала манга «Махо̄ с҄ёдз҄ё lyrical Наноха ViVid» (魔法少女リリカルなのはViVid). Её публикация была начата в журнале «Comp Ace» 26 мая 2009 года. «ViVid» позиционировался как пятый основной проект франшизы, но многими был воспринят как побочное ответвление сюжета: главной героиней стала Вивио из «StrikerS», а Наноха и большинство «классических» персонажей появлялись лишь в эпизодах (куда реже, чем в том же «Force»). На смену похождениям волшебного спецназа же пришёл спокон о турнире магических единоборств. Реакция фанатов опять была противоречивой: с одной стороны, возвращение героинь школьного возраста на главные роли было сочтено некоторыми комментаторами возвращением к истокам франшизы; с другой — смена жанра на нечто несерьёзное оттолкнула многих читателей. Тем не менее, эта манга оказалась успешнее «Force» и продержалась до формального завершения в 2017 году.
Анимационные проекты же возобновились в 2010, но «оригинальностью» они похвастаться не могли: сначала на экраны вышла полнометражная адаптация первого сезона, а в 2012 последовала киноверсия «A’s». Фильмы хорошо показали себя в прокате, но не привнесли во франшизу ничего нового: небольшие модификации дизайнов персонажей и неизбежные изменения повествования (часть сцен пришлось урезать, но и была добавлена пара-тройка новых) не могли заменить ожидаемое многими гипотетическое аниме-продолжение глобальной сюжетной линии. За изданием второго фильма на дисках последовал анонс третьего, причём уже с оригинальной историей, но тут случилось странное: после этого в течение нескольких лет о проекте не было никаких новостей.
В свете всего вышеописанного 2014 год стал для фанатов своего рода низшей точкой франшизы: «Force» заморожен без дальнейших пояснений, третья полнометражка в производственном аду, а довольно спорный «ViVid» наряду с манга-спиноффом «Innocent», чьи события вообще разворачиваются в альтернативной вселенной и посвящены играм в виртуальной реальности, фактически выдвинулись на главные позиции. Настоящая проблема была, впрочем, не в содержании конкретной манги, а в общем отсутствии новостей — казалось, что серия существует по инерции и будет потихоньку свёрнута.
Грустные мысли должна была разбавить экранизация «ViVid», стартовавшая в апреле 2015 года, но вместо этого она принесла ещё больше сомнений. В частности, по неясным причинам созданием 12-серийного аниме занималась не бессменная «Seven Arcs», а студия «A-1 Pictures» при участии режиссёра Ю̄ки Ито̄ (伊藤祐毅) и сценариста Наруо Кобаяси (小林成朗). Впрочем, в плане сюжета экранизация достаточно достоверно передавала события манги, и можно было упрекнуть лишь «бюджетность» исполнения: магические бои требовали куда большего внимания к анимации и дизайну спецэффектов. Нечто труднообъяснимое же начало происходить уже после телепоказа, когда опять случилось пресловутое отсутствие новостей — на этот раз касательно дискового издания сериала (в итоге пришлось ждать больше года).
Но ещё более странный проект последовал осенью 2016 года — им стал оригинальный аниме-спинофф манги «ViVid» под названием «ViVid Strike!» (ヴィヴィッド ストライク). Да, это не сокращение: имя сериала не содержит никаких упоминаний Нанохи. Более того, её упоминаний не содержит и сам сериал, несмотря на наличие персонажей «Вивида», напрямую с ней связанных (в кадре лишь появляется фотография Нанохи и Фэйт с нарочито «засвеченными» лицами). И с учётом того, что волшебные единоборства в «Страйке» куда-то растеряли большую часть своей прежней волшебности, Мид-Чильда — свою футуристичность, а история новых главных героинь мало вписана в глобальную сюжетную канву, у многих зрителей возник закономерный вопрос: зачем вообще надо было делать этот проект частью франшизы? И это на фоне того, что к работе над ним вернулась студия «Seven Arcs» и лично Масаки Цузуки. «Цензурирование» Нанохи настораживало отдельно: Юкари Тамура в том же году объявила об уходе из лейбла «King Records», из-за чего у отдельных комментаторов появилось ошибочное мнение, что она больше не вернётся к роли лирической волшебницы.
Ожидание лучшего
Так или иначе, к 2016 году авторы дали понять, что франшиза не собирается умирать. В ходе показа «ViVid Strike!», наконец, была озвучена дата премьеры третьего полнометражного фильма — 22 июля 2017. Со временем начали появляться и подробности этого проекта, так что можно было не бояться его повторного исчезновения с радаров.Созданием полнометражки, получившей подзаголовок «Reflection», занималась студия «Seven Arcs», но из «старой гвардии» остался лишь сценарист Масаки Цузуки. Пост режиссёра занял Такаюки Хамана (浜名孝行), а дизайнером персонажей стала Кана Хасидатэ (橋立佳奈). Её дизайны вызвали дискуссию среди фанатов из-за их заметного отличия от прежних, созданных Ясухиро Окудой (奥田泰弘) и использовавшихся в первых трёх сезона и двух фильмах. Хотя авторы в далёком 2013 году говорили о полностью новом сюжете, это обещание было выполнено лишь отчасти: уже на предварительных рекламных материалах были замечены героини выпущенной в 2011 году игры «Magical Girl Lyrical Nanoha A’s Portable: The Gears of Destiny» для приставки ПСП. Некоторые параллели с игрой обнаружились и непосредственно в сюжете фильма, хотя выражены они оказались в заимствовании отдельных идей, а не дословном повторении сценария.
Новая полнометражка оставляет смешанные впечатления. С одной стороны, она полна разнообразных эффектных сражений, с другой — это плохо сказалось на связности повествования. Важную сюжетную информацию, касающуюся мотивации персонажей, авторы подают очень прямолинейно, что разрушает потенциальную интригу: зритель сразу знает, что нужно новым персонажам, Наноха и прочие главные героини тоже как-то не особо удивляются, а многие важные вещи вроде изучения очередного неизвестного типа магии вообще происходят где-то за кадром. Главный же недостаток фильма как части франшизы заключается в слабости нарратива: классический поиск взаимопонимания между персонажами здесь опять же проговаривается прямолинейно и излишне нарочито, что выглядит именно как некий поклон собственным тропам, и диалоги на эту тему в большинстве звучат очень искусственно. Третий фильм куда лучше смотрелся бы в виде телесериала, где было бы больше экранного времени на проработку недостающих деталей.
«Reflection» завершается неожиданным поворотом сюжета, который должен быть продолжен в следующем фильме — «Detonation», чья премьера состоится в этом году. Тем не менее, полной ясности по поводу того, в каком направлении будет развиваться франшиза далее, по-прежнему нет. Дело в том, что сериалы и полнометражки образуют два обособленных «канона»: по словам авторов, фильмы образуют собственную сюжетную последовательность и с точки зрения оригинальной вселенной являются пропагандистским кино, снятым на Мид-Чильде. Какое место в этом всём занимают «Reflection» и «Detonation» — пока непонятно. С одной стороны, события третьего фильма всё ещё можно вписать и в сериальный канон (где этот хронологический отрезок не освещён), с другой — ничто не мешает начать развивать альтернативную вселенную. Этой неопределённости способствует текущий статус прямых продолжений третьего сезона: «ViVid», напомним, закончен, а «Force» — забыт. В любом случае, потенциал франшизы далеко не исчерпан; главное — найти правильный путь.