Основные героини сериала

Как мы уже упоминали на страницах нашего сайта, в 2018 году франшиза аниме о девочках-волшебницах «PreCure» отметила своё пятнадцатилетие. Честь быть праздничным сезоном выпала сериалу, получившему название «HUG-тто! Пурикюа» (HUGっと!プリキュア; хотя он оказался не единственным проектом, приуроченным к памятной дате). За столь долгую историю успеха франшизы можно только порадоваться, но, как это хорошо известно всем знатокам творчества компании «Тоэй», сами юбилейные произведения далеко не всегда способствуют созданию атмосферы праздника. Такой неудачей, например, вышел «HappinessCharge», приуроченный к десятилетию «Пурикюа». Но не могли же авторы «HUG-тто» продолжить тенденцию (особенно на фоне более пристального внимания продюсеров к пятнадцатилетию по сравнению с предыдущей круглой датой) и снова подтвердить эти глупые суеверия… Или могли?

Можешь стать кем угодно

Хотя последние три сезона имели ярко выраженный акцент на главную тему и сопутствующую ей атрибутику, анонс нового сезона сразу дал понять, что он пойдёт по другому пути. В «HUG-тто» лейтмотивом была заявлена более абстрактная тематика поиска своего пути и будущего, в чём сезон даже как будто бы полемизировал с предыдущими, где всех заведомо «назначили» принцессами, волшебницами или кондитерами (впрочем, отдельные героини вопросами призвания задавались и там). Кто-то уже мог отвыкнуть от подобного подхода, но в рамках франшизы «абстрактные» сериалы распространены больше, так что такой выбор для пятнадцатилетия был вполне ожидаем.

Как и в предыдущем сезоне, работу над «Хагутто» поручили сразу двум главным режиссёрам: Акифуми Зако (座古明史), принимавшему участие в создании одного из самых необычных сериалов франшизы — «Fresh PreCure!» (フレッシュプリキュア!); а также Дз҄юнъичи Сато̄ (佐藤順一), в чьём богатом послужном списке можно найти предшественников «Пурикюа» в лице «Одз҄ямадз҄ё Дореми» и «Sailor Moon». Поменьше достижений было у главной сценаристки Фуми Цуботы (坪田文), но опыт на подобном посту у неё уже имелся, да и работать над сценариями отдельных серий двух предыдущих сезонов «PreCure» доводилось. Дизайном персонажей же занималась Тос҄иэ Кавамура (川村敏江), на чьём счету была работа над «Yes! PreCure 5» и «Smile»; но если в этих двух командах костюмы девочек-волшебниц были нарочито единообразны, то в «HUG-тто» они наоборот не так уж значительно соотносились между собой.

Подобное сочетание авторов сделало «гадание на именах» делом неблагодарным, но некоторые комментаторы всё же предположили, что новый сезон может оказаться похожим на «Fresh», да и вообще очень сильно надеялись на режиссёров. Наиболее непредсказуемым фактором казались возможные идеи продюсеров «Тоэй» и непосредственных авторов по внесению отсылок к пятнадцатилетию, а внимание скептиков в первую очередь привлекло наличие на предварительных картинках маленького ребёнка: вспоминался всё тот же «Fresh», где подобный персонаж был уж очень раздражающим. На самом же деле, сериал, сообразно своему слогану, мог оказаться каким угодно.

Гора родила мышь

Сюжет «HUG-тто! Пурикюа» начинается с того, что простой японской школьнице Хане Ноно (野乃はな) практически буквально на голову сваливается девочка-младенец неведомого происхождения (впоследствии она получит имя «Хагу-тан»), после чего главная героиня приобретает волшебные силы, превращается в Cure Yell (キュアエール) и пытается защитить ребёнка от монстров недели. К Хане в этом деле вскоре присоединяются Саая Якусудз҄и (薬師寺さあや) / Cure Ange (キュアアンジュ) и Хомарэ Кагаяки (輝木ほまれ) / Cure Étoile (キュアエトワール), а Хагу-тан с самого начала также сопровождает Харихам Харри (ハリハム・ハリー) — некое похожее на хомяка существо (главными героинями обзываемое «мышью»), способное превращаться в человека. По ходу повествования выясняется, что противниками девочек-волшебниц (подобно антагонистам из «Yes! PreCure 5») является целая корпорация зла «Крайасу» и её сотрудники, а на кону стоит ни много ни мало судьба будущего. Не обошлось и без добавочных девочек волшебниц, чьё появление снова было предсказано заранее с помощью изучения электронных игрушек, причём на этот раз их оказалось целых две: Cure Amour (キュアアムール) и Cure Macherie (キュアマシェリ).

В первой половине сериал продемонстрировал сильное начало. Несмотря на явные параллели с «Fresh PreCure!» (взять хотя бы маленького ребёнка и говорящего по-кансайски маскота), сезон сразу дал понять, что не будет столь же комедийным: авторы обозначили главным героиням нетривиальные внутренние конфликты, оставляли многозначительные намёки поводу глобальных сюжетных линий и уделяли большое внимание историям второстепенных персонажей (включая перевоспитываемых по ходу повествования злодеев). Особенно сильной с точки зрения сюжета и режиссуры в первой половине получилась арка Руру Амур (ルールー・アムール) — рободевочки, подосланной злодейской копорацией, чтобы следить за главной героиней. Здесь удался не только общий сценарий, но и отдельные остроумные детали: на примере Эмиру Айсаки (愛崎えみる) было показано, что бывает с обывателями, когда в городе появляются девочки-волшебницы; в контексте Руру прозвучали отсылки ко пьесе Карела Чапека «R.U.R.», где появилось само слово «робот», и фильму «Терминатор» — такое нечасто бывает в «Пурикюа».

Будучи на подъёме, в августе сериал ушёл на недельный перерыв. Никому из знакомых с франшизой людей не надо напоминать о том, что очень часто во второй половине сезона происходит некоторый общий спад, всплывают не самые удачные сценарные идеи или возрастает количество «филлеров»; но вряд ли кто-то ожидал, что после 20-х серий «HUG-тто» умудрится собрать чуть ли не все эти проблемы. Всё, за что мы хвалили первую половину, во второй начало разваливаться: отдельные сюжетные линии никак не хотели складываться ни в единое повествование, ни в единый нарратив. Сильно просела и характеризация: с ней повезло разве что Хомарэ и Руру, в то время как Саая и Эмиру были задвинуты куда-то на третий план, а история Ханы, которая, как выяснилось в концовке, должна была бы играть центральную роль во всём сюжете, в итоге подавалась какими-то неуклюжими урывками, о которых к тому же напрочь забывали в следующих сериях. Такими же наскоками двигались и второстепенные линии, причём необходимость отдельных из них вызвала большие сомнения. Например, непонятно, зачем в этом сценарии вообще был нужен сюжет с разумными грызунами, который при этом то и дело выводили на первый план. В неопределённости подвисла и как будто бы связанная (связь как раз и не объяснили) с ним предыстория Хагу-тан. Неубедительной, слабо встроенной в нарратив и больше похожей на сомнительный эпатаж оказалась (изрядно возбудившая публику определённых политических взглядов) линия с фигуристом Анри и гендерными стереотипами, причём именно она косвенно ударила по развитию характера Эмиру, поскольку, кроме успокоенного в её ходе злобного братца, ничего нового сценаристка для этой героини придумать не смогла. В чувство сериал пришёл лишь в концовке, где нам как раз и показали, сколько потенциала по ходу сезона было потрачено в пустую, и каким всё могло бы быть при более качественной работе авторов, что в контексте заявленой темы выбора будущего выглядело как грустная ирония.

Сложно сказать, что привело к столь печальному концу: просто плохое взаимодействие команды режиссёров и сценаристов или же некое сознательное «приглушение» слишком спорных для детского сериала тем; но по качеству исполнения результат в итоге стал напоминать именно предыдущий праздничный сезон в лице «HappinessCharge», где тоже не смогли раскрыть большинство заявленных идей. Как верно отметил один из зрителей «HUG-тто», франшиза «PreCure» вообще не самое подходящее место для сложных сюжетов, так может и не стоило в очередной раз пытаться их закручивать?

Оглядываясь в прошлое

А что же пятнадцатилетие франшизы? По неизвестным причинам продюсеров эта дата действительно привлекла больше, чем десятилетие, ради чего они даже «пожертвовали» сольной полнометражкой «HUG-тто», превратив её в большой кроссовер с «Футари-ва» (вынесенным аж в наименование фильма) и другими предыдущими сезонами. Впрочем, праздник повлиял и на содержание самого сериала. Первым, что бросилось в глаза, были текстовые отсылки к названиям и ключевым фразам старых сериалов в именах отдельных серий. Также, при желании в качестве сознательных праздничных элементов можно было усмотреть упомянутые нами параллели в сеттинге (хотя таковые и без поводо регулярно случаются). Но создатели пошли ещё дальше, добавив серии-кроссоверы в обе половины сезона. И если в первой были задействованы лишь Хонока и Нагиса, то во второй уже показали нечто в духе «All Stars». К сожалению, иначе как чистый фансервис (и рекламу фильмов) их рассматривать не получается: если появление дуэта из «Футари-ва» ещё хоть как-то соотносится со становлением дуэта Руру и Эмиру на соотвествующем этапе «HUG-тто» и служит характеризации, то кроссовер из 35-й и 36-й серий несёт минимум смысла для сюжета и сеттинга, хотя и неплохо анимирован.

По совпадению «HUG-тто! Пурикюа» стал последним сезоном франшизы в эре Хэйсэй — в мае 2019 года в Японии ожидается смена императора и начало периода правления под новым девизом. Эта веха имеет лишь символическое значение, но не стоит удивляться, если комментаторы начнут неофициально делить «PreCure» на эры аналогично тому, как это случилось с сериалами-токусацу. В предыдущие пятнадцать лет серия знала взлёты и падения, но столь долгий срок существования уже сам по себе подверждает её успех. Все эти годы у неё были сильные конкуренты, они из них исчезли, другие продолжают существовать и поныне, но «Пурикюа» сохраняет свою аудиторию как среди маленьких девочек, так и среди великовозрастных дяденек. Даже имевшую место тенденцию на снижение рейтингов как будто бы удалось переломить и очередную пятилетку франшиза завершает на подъёме (несмотря на всю нашу критику «HUG-тто»), так что о её будущем беспокоиться не приходится. Ответственная миссия открывать новую эру предстоит сезону под названием «Star☆Twinkle PreCure», который начнётся 3 февраля 2019 года.