Не имеющие первоисточника оригинальные анимационные проекты бывают разными. Иногда они мало чем отличаются от соседей по жанру, являющихся экранизациями; иногда, наоборот, становятся площадкой для авторских экспериментов. Есть и третья категория, когда продюсеры рассчитывают с помощью аниме основать новую популярную франшизу, буквально накачивая новый проект громкими именами и проводя массированную рекламную кампанию. Именно к таким сериалам и относится «Re:Creators» (レクリエイターズ) студии «TROYCA», транслировавшийся с 8 апреля по 16 сентября 2017 года.

На манеже всё те же

Метеора

Прежде чем начать разговор о самом сериале, следует обратиться к истории создавшей его студии. «TROYCA» была основана в ноябре 2013 года режиссёром Эй Аоки (あおきえい), до этого работавший над экранизацией ЛН Гэна Уробучи «Fate/Zero». По совпадению, первой работой студии (производство велось совместно с «A-1 Pictures») стал 26-серийный сериал, также с «нулём» в названии и с Уробучи в титрах — «Aldnoah.Zero» (アルドノア・ゼロ). Помимо упомянутых авторов, в нём (по музыкальной части) приняли участие такие громкие имена, как группа «Kalafina» и композитор Хироюки Савано (澤野弘之, известен также как SawanoHiroyuki[nZk]); а сама сюжетная идея с межпланетной войной марсианских супер-роботов, построенных на базе внечеловеческих технологий, против земных реал-роботов выглядела свежо. Продюсеры, очевидно, рассчитывали повторить успех уже упомянутого «Fate/Zero», но уже на базе полностью оригинального проекта, не входящего в какую-либо франшизу. Тем не менее, сериал в итоге не оправдал ни зрительских, ни, скорей всего, авторских ожиданий — продажи дисков были средними, а само аниме очень быстро забылось и явно не пополнило ряды классики жанра.

На этом фоне анонс проекта «Re:Creators» воспринимался как дежавю. Опять «Тройка» (но уже без «A-1»), опять Аоки, опять Савано, опять вездесущий «Aniplex» среди продюсеров, опять оригинальное аниме. Где-то по пути потерялся Гэн Уробучи, но на его место нашли другого популярного автора: сценаристом сериала и концепт-дизайнером персонажей стал Рэй Хироэ (広江礼威), создатель манги «Black Lagoon». Как и в прошлый раз, рекламная кампания была запущена с прицелом на потенциальный хит: манга-адаптация в журнале «Sunday GX» (サンデーGX) стартовала за пару месяцев до премьеры аниме, по всем анимешным местам Токио висели афиши проекта, было заготовлено большое количество сувенирной продукции с персонажами. Осторожные зрители, конечно, помнили о не самом удачном «Aldnoah.Zero», но смена жанра и сценаристов позволяла абстрагироваться от этого, так как предыдущий оригинальный сериал студии ругали именно за сомнительные сюжетные повороты. Хит не хит, но неплохое экшн-аниме авторам создать было по силам, благо им выделили целых 22 серии, чтобы рассказать историю.

Подростковый пафос

Мамика

Задумка сериала была не нова, но мало эксплуатировалась именно в аниме и сопутствующей продукции японской визуальной культуры — это ситуация, когда вымышленные персонажи различных художественных произведений попадают в «реальный мир», где сталкиваются с новыми условиями, авторами, фанатами и, наконец, друг с другом. У каждой из этих коллизий отдельно большой потенциал, но создатели сериала в рамках продвижения проекта делали акцент на две из них: противостояние между персонажами и некое вовлечение в происходящее их авторов (последнее ожидалось из названия). Зрители предвкушали этакую вариацию на тему «Fate», где вместо мифологических и исторических героев задействованы архетипы персонажей современной массовой культуры. Тем более, что режиссёр получил соответствующий опыт во время сьёмок F/Z. Вариант сколь тривиальный, столь и беспроигрышный: споры о том, кто кого заборет, никогда не утихают среди аудитории, что говорит о востребованности этой темы.

Реальность же начала расходиться с ожиданиями практически сразу. С первой же серии зрителям дали понять, что в сериале есть центральная антагонистка, и персонажи будут разделены по их отношению к её планам. Никакой вам королевской битвы или даже просто акцента на противостоянии разных «форматов». Впрочем, прописать каждому герою настолько нетривиальную мотивацию, чтобы все персонажи вдруг начали поголовно враждовать друг с другом, в выбранном сеттинге было бы действительно очень тяжело. Поэтому на первый план вышел конфликт, связанный с оценкой вымышленными персонажами факта их вымысла, и на этой почве стали формироваться противоборствующие фракции. Благодаря этому поднимается проблематика взаимоотношений выдуманного героя, воспринимавшего свою жизнь как суровую действительность, и его создателя, который, как оказалось, подкидывал своему персонажу лишения и испытания на потеху публике.

Вообще, авторы сериала по ходу повествования касаются многих интересных идей. Проблема только в том, что ни одна из них не находит достойной реализации. Персонаж обнаруживает, что его сверхспособности в реальном мире начинают действовать как-то по-другому? Мы забудем об этом после единственной сцены, где это важно. В исходной книге не описаны вкусы и запахи, которые теперь открывает для себя героиня? Мы узнаем об этом между делом, и это никак ни на что не повлияет. Весь местный сеттинг строится на каких-то обрывочных тезисах, которые не выстраиваются в цельную картину. Мистические вещи происходят просто потому, что происходят; и любые попытки их обосновать сводятся к абстрактным предположениям персонажей, которые тут же принимаются ими как рабочие версии. Героев подобная ситуация, может быть, и устраивает, но зрителю следить за ситуацией, основанной на крайне рыхлой и плохо обоснованной логике, довольно сложно. Как мы знаем, одно из преимуществ оригинальных аниме-сериалов — возможность поспекулировать на тему дальнейшего развития сюжета по мере просмотра, но в случае «Re:Creators» многое упирается в недостаток информации о мировой механике.

Ирония ситуации заключается в том, что первая половина сериала критиковалась за обилие инфодампов в ущерб действию. Большинство «лекций» было исполнено Метеорой — героиней, пришедшей из игры, где её ролью, судя по всему, и были объяснения для игрока, поэтому она стала главной мишенью зрительской ненависти на этой почве. Но правильнее говорить именно о плохой сбалансированности сериала в целом: из-за излишне медленной первой половины и очень скомканной второй складывается впечатление, что сценарий изначально писали под 13-серийник. Больше всего от этого пострадал вклад Савано. Композитор пишет неплохие мелодии для батальных сцен, но бо́льшую часть сериала битв между персонажами мало и они довольно короткие (и это при том, что зрители ждали именно экшна). Саундтрек хорош, но только как музыкальный альбом, который можно послушать отдельно, потому что в самом аниме он толком не работает и не запоминается в контексте конкретных сцен.

Как ни странно, вышеописанные неудачный баланс действия и невнятность сеттинга не являются главными недостатками сценария. Мы упомянули, что одним из лейтмотивов проекта является тема взаимоотношений авторов и их творений. Это действительно так. Но центральный сюжетный конфликт, из-за которого весь сыр бор и конец света, вовсе не об этом. Он о рефлексирующих школьниках, и это ужасно. Протагонистом сериала является обычный японский школьник Со̄та Мизус҄ино (水篠颯太), чьё наличие в сюжете сначала вообще вызывает вопросы, а после соотвествующих ответов ставит крест на всём сценарии. Со̄та как персонаж совершенно неинтересен, и попытки придать ему значение выглядят очень натянуто. А попытки эти в итоге доходят до основ сюжета, когда выясняется, что вся драматическая ситуация сложилась из-за подростковых страданий, которые в получившейся реализации не вызывают особенных эмоций. Следить за взаимодействием вымышленных персонажей и их авторов занятно, строить теории о происходящем интересно (хотя материала недостаточно), но в «Re:Creators» это всё оказывается сослано на второй план из-за топорно поставленной драмы. Авторы сериала могли сделать боевик, могли сделать комедию с мета-шутками, могли сделать нечто в духе «„SHIROBAKO“ наоборот», но в итоге у них получилась невнятная подростковая драма со слабым нарративом, к которой кое-как зачем-то приделаны фантастические элементы.

Проблемы восприятия

Альтаир и её мировоззрение

Ближе к концу сериала авторы касаются идеи «восприятия публикой» трактовки персонажей и сюжетных поворотов. Разумеется, в аниме эта тема, как и большинство других, раскрыта плохо. Поэтому в заключение поговорим о реакции зрителей на самих «Re:Creators». Как мы уже упомянули, ожидания были высокими, но далее последовали все описанные выше проблемы. Судя по обсуждениям сериала, разочарование — действительно распространёненая эмоция зрителей, и разнятся лишь оценки масштаба катастрофы. Довольно красноречиво смотрится и относительно небольшое количество фанарта: даже настоящая девочка-волшебница и прочие колоритные персонажи с неплохими дизайнами не смогли вдохновить художников на творчество о сериале. Конечно, помимо критиков есть и некоторое количество положительно настроенных зрителей, но иногда складывается впечатление, что они больше хвалят сериал за упоминание тех или иных идей, нежели за непосредственную реализацию оных. Определённо, тема взаимоотношения создателей и творений — впечатляющая пища для рассуждений, но смотрим мы всё-таки аниме, а не конспект обрывочных тезисов его создателей.

К сожалению, новый оригинальный проект студии «TROYCA» вышел даже слабее предыдущего. Сценарий оказался похуже, а вдобавок к этому куда-то потерялась и режиссура, из-за чего обнажились большие проблемы с балансом повествования. Если «Aldnoah.Zero» был просто средненьким сериалом, не сумевшим стать чем-то бо́льшим из-за неудачных сюжетных поворотов, то «Re:Creators» действительно искренне разочаровывает. Остаётся понадеяться, что кто-то ещё обратится к темам, которые не смогло раскрыть это произведение.